Иконы для Троицкой церкви в Краснослободске
Этот проект стал для нашей команды
настоящим порталом времени, дав возможность
поработать с максимальным приближением
к иконописной традиции и технике
московской школы XV-XVI вв.
От нас требовалось сделать иконы для готового иконостаса.
До этого иконы в храме были бумажные, напечатанные
в типографии. Мы приступили к работе.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ
Для достижения этого результата мы вместе с заказчиком полностью прописали стилистическую и технологическую программу: какие изображения будут включены в иконостас, какие нюансы в изображении святых и библейских сюжетов надо учесть, какую палитру следует использовать.
Выбор сюжетов традиционен для
православного храма.
В двунадесятом ряду расположены 12 икон, отражающих события из жизни Христа и Богоматери в хронологическом порядке.
В первом ряду в круглых медальонах – 4 евангелиста. Справа от царских врат – Спаситель, слева – Богоматерь. Из-за пропорции полей под эти 2 иконы нами было принято решение делать их не поясными, а ростовыми. По особому пожеланию заказчика слева был изображен сюжет с Покровом Богородицы.
Далее — архангелы Михаил и Гавриил. А по краям нижнего ряда – святые Николай Угодник и Спиридон Тримифунтский..
ПАЛИТРА
Необходимо было соблюсти единое цветовое решение. Задача осложнялась тем, что художники работали в разных локациях. Поэтому главный художник и координатор проекта принял решение самостоятельно растирать краски для всех икон проекта, высушить их, и вместе с липовыми досками отправить художникам мешочки с сухим колером.
Основу для написания икон
изготавливали на нашем производстве
в Сестрорецке.
Если ширина иконы больше, чем ширина доступной доски, то основа для иконы склеивается из нескольких досок, обязательно располагая швы ближе к краям. И даже если по шву пойдет трещина, она никогда не попадет на лик святого, а пройдёт по фону.
Тем не менее, чтобы защитить доску от деформаций и трещин, с обратной стороны мы укрепили основу дубовыми клиньями.
СОЗДАНИЕ ИКОН. СИНХРОНИЗАЦИЯ.
Первым этапом были изготовлены цветные картоны – эскизы будущих икон в масштабе 1:1. Только после их согласования началась работа на основе – липовых досках.
Иконы были собраны вместе по той схеме, в какой должны располагаться в иконостасе. После строгого контроля качества и проверки на цельность восприятия художники в течение недели прямо в мастерской «доводили» работы, чтобы получить максимально качественный результат и цельность восприятия.
Только после финальной калибровки и “доводки” все объекты были покрыты лаком, дающим сохранность иконам. Это очень важный этап, позволяющий сохранить изображение даже без использования защитного стекла и уберечь его от воздействия влаги при уходе за иконами.
Надо отметить, что проект был реализован
без каких бы то ни было негативных факторов
— с момента обсуждения и до финальной
стадии монтажа икон.